Донн Джон - Обращения К Господу В Час Нужды И Бедствий



Джон Донн
Обращения к Господу в час нужды и бедствий
"Обращения к Господу в час нужды и бедствий" были написаны зимой 1623
года, когда Донн слег с приступом тяжелейшей "лихорадки". Современные медики
утверждают, что то был возвратный тиф, среди симптомов которого -
бессонница, бред, полный упадок сил и тяжелейшие боли во всем теле. На пятый
или седьмой день наступает кризис, но даже если он миновал, сохраняется
опасность последующего рецидива заболевания, приводящего, как правило, к
смертельному исходу. Тем самым Донн подошел к самому краю могилы и лишь
чудом остался в живых. Опыт приближения к смерти, вынесенный Донном из
болезни, стал основой "Обращений к Господу...".
Однако "Обращения к Господу..." - непосредственный опыт физического
умирания, зафиксированный шаг за шагом. Так медики-экспериментаторы нашего
века надиктовывали ученикам клиническую картину своей агонии...
Рукою Донна, когда он писал "Обращения к Господу...", в прямом смысле
водила лихорадка. "Плотность", сложность текста объясняются той необычайной
обостренностью, ускоренностью работы сознания, которые присущи порой
болезни.
Книга была закончена Донном в течение месяца. И тут же, по настоянию
друзей, ушла под типографский пресс. Донн еще не настолько оправился от
болезни, чтобы выходить из дома, а отпечатанный экземпляр уже лежал у него
на столе.
"Обращения к Господу..." состоят из 23 разделов, соответствующих
определенной стадии болезни. Каждый раздел включает в себя три части:
"Медитация", "Увещевание" и "Молитва". Разделам предпосланы латинские
стихотворные эпиграфы: если прочесть их "сплошняком", они образуют
аллегорическую поэму.
Трехчастное деление разделов соответствует учению Августина о трех
уровнях реальности, постигаемых благодаря: способностям памяти (донновские
"медитации"), разумному интеллекту ("увещевания") и воле ("молитвы"),
которое излагается в трактате "О Троице" (X, X1 17-18)1.
С другой стороны, Донн явно отталкивается от популярных в конце XVI -
начале XVII века трактатов, посвященных ars moriendi - искусству умирания.
Этот род сочинений, повествующих, как правильно и достойно христианину
уходить из жизни, как прощаться с близкими и отрешаться от земных
привязанностей и забот, как приуготовлять себя к встрече с Создателем, не
мог быть незнаком Донну. В Англии особой популярностью пользовались два
сочинения такого рода: анонимное "The Art and Craft to know well to Dy"
("Искусство и умение умирать достойно"), созданное около 1500 года,
существовало в многочисленных списках и оттисках с резных деревянных досок,
самые поздние из которых датируются началом XVII века, и изданный в 1620
году в Антверпене трактат иезуита Роберта Беллармина (Bellarmine) "De arte
bene moriendi" ("Об искусстве доброй смерти") - он-то, видимо, и был
известен Донну, если учесть, что в проповедях настоятеля собора св. Павла
встречаются многочисленные аллюзии на иные работы этого автора2.
Для жанра ars moriendi характерен акцент на переменчивости
человеческого жребия и неожиданности горестей и испытаний, венцом которых
является смерть. Так, один из трактатов утверждает:
"Сегодня мы здоровы и крепки, а завтра - больны; сегодня счастливы, а
завтра - поражены скорбью; сегодня богаты, а завтра - ввергнуты в нищету;
сегодня прославлены, завтра - опозорены и отринуты; сегодня живы, а завтра -
мертвы... О, что за перемена участи в течение двух лишь дней! От счастья - к
горечи, от здоровья - к болести, от наслаждения - к скорби, от спо