Донн Джон - Проповеди



Джон Донн
Проповеди
Проповедь 4.
Произнесена 29 января 1626 г.
___________________________________________________
Псалом 63.7 ИБО ТЫ ПОМОЩЬ МОЯ, И В ТЕНИ КРЫЛ ТВОИХ Я ВОЗРАДУЮСЬ.
___________________________________________________
Псалмы - небесная манна Церкви. Как манну каждый вкушал, словно
сладчайшее в мире яство, так и псалмы наставляют и насыщают каждого во
всех непредвиденных обстоятельствах и в любом деле. Царь Давид не только
пророк, предсказавший Христа, но пророк для каждого христианина. Он
предсказывает мои и ваши страдания, слова, поступки. Вся книга Псалмов - это
миро разлитое {1} (Песн П 1:3), (как Супруга говорит об имени Христовом) -
миро, пролитое на все язвы, повязка, облегчающая боль от всех ушибов,
бальзам, врачующий все раны. Но есть псалмы, которые можно назвать
царственными: они властвуют над всеми нашими чувствами и объемлют все сущее
- кафоличные, вселенские псалмы, отзывающиеся на все наши нужды. Перед нами
один из них. Существовало апостольское правило, по которому Церковь должна
была собираться ежедневно и петь его. И св. Иоанн Златоуст свидетельствует,
что первые Отцы Церкви составили указ, по которому этот псалом нужно было
читать каждый Божий день. Следуя обоим канонам - апостольскому и Отцов
Церкви, - я, участник церковной службы, погружаюсь в размышление и
вслушиваюсь в наставление из этого псалма. И существует третье установление.
По уставу моей церкви каждый священник должен ежедневно читать один псалом,
и мне выпал 62-й. И если вся Псалтирь - манна небесная, то эти пять псалмов
- моя мера {2}, который я ежедневно должен наполнять этой манной и
опустошать от нее.
Дух и душу всей Псалтири можно сжато передать этим псалмом, и точно так
же дух и душу самого псалма можно сжато выразить одним стихом. Ключом к нему
бл. Иероним называет первую его строку - здесь это слова о том, что Давид
сложил псалом, "когда он был в пустыне Иудейской". Мы видим, что двигало им
в тот миг, видим, что происходило между ним и Богом, когда читаем слова "Ибо
ты помощь моя"). Сверх того, мы видим следствие ("В тени крыл Твоих я
возрадуюсь"). Таким образом, перед Давидом - весь жизненный круг: прошлое,
настоящее и будущее. Эти-то три составляющие времени и станут треми частями
нашего размышления: во-первых, о том, как он страждет в настоящем, что
вытекает из контекста; во-вторых, на чем зиждется его уверенность в событиях
прошлого ("Ибо Ты помощь моя"), и в-третьих, о том, что он намерен сделать в
будущем ("В тени крыл Твоих я возрадуюсь"). Первое - его томление в пустыне,
его нынешнее состояние напоминает ему о том, что для него некогда сделал
Бог, и это воспоминание переносит его к тому, в чем он убедится позднее.
Мысленно устремись к Богу, где бы ты ни был, и ты увидишь, что Он окружает
тебя, Он всегда с тобой, - но только если ты стремишься к Нему. Он был с
тобой и прежде, ибо научил тебя; устремляться к Нему мыслью, и будет с тобою
во веки, ибо "Он вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр. 13:8).
Нынешнее положение царя Давида, который очутился в изгнании, в пустыне
Иудейской и подвергся гонениям (первая часть нашего стиха), - нам задано, об
этом говорится в стихе, о котором мы размышляем. Во всех земных злоключениях
Давид страдал только от духовных утрат. Печаль его не о том, что он был
удален не просто от двора Саула, но от Церкви Божьей. И когда он говорит,
стеная и плача: "...в земле пустой, иссохшей и безводной", он передает
ощущение скудости, бесплодности, засухи и жажд